Психологические особенности ребенка и его отношения с родителями. С кем из родителей ребенку лучше жить после развода родителей. В каком порядке родитель, живущий отдельно, может видеться с ребенком. Это основной круг вопросов, связанных с осуществлением родительских прав (ч.3 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации) разрешение которых позволит суду учесть нравственные и личные качества родителей, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития. Указанный круг вопросов относится к компетенции судебного эксперта психолога.
Экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей направлена на:
- выявление индивидуально-психологических особенностей ребенка и родителей;
- выявление особенностей детско-родительских отношений и отношений ребенка с другими фигурантами (братья, сестры, бабушки, дедушки, опекуны, новые супруги родителей);
- изучение системы смысложизненных и ценностных ориентаций родителей.
Для решения поставленных перед экспертизой вопросов требуется значительный объем информации как о семейной ситуации, так и об участниках исследуемых событий (особенно об испытуемых).
В качестве источников информации, предоставляемых в распоряжение эксперта, обычно указывают членов семьи, материалы гражданского дела и медицинскую документацию (справки из психоневрологического и наркологического диспансеров и др. мед. документация).
Объектами исследования являются:- ребёнок (дети), Родители (воспитатели, усыновители и т.п);
- детско-родительские отношения;
- отношения между другими членами семьи (мать-отец, ребёнок и его братья и сёстры, ребёнок бабушки и дедушки и т.д.);
- все материалы дела, содержащие фактические данные об объектах исследования.
Основные вопросы, которые могут быть поставлены перед экспертом:- Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка, уровень его психического развития?
- Каковы индивидуально психологические особенности, воспитательные установки компетенции отца, матери, не оказывают ли они негативного влияния на состояние и развитие ребёнка?
- Является ли мнение ребёнка о месте проживания, порядке общения с отцом, матерью самостоятельным с учётом его возраста, состояния, уровня психического развития, влияния на него семейной ситуации?
Список предлагаемых вопросов не является исчерпывающим. При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту.